Делопроизводство
Пояснительная записка
Программа предназначена для слушателей курса «Делопроизводство».
Курс направлен на решение следующих задач:
- слушатели должны приобрести знания и получить навыки составления и оформления организационно-распорядительных документов;
- уметь организовать документооборот современного предприятия, контролировать исполнение управленческих решений и обеспечить сохранность документированной информации.
Программой предусмотрено изучение документирования управленческой деятельности, основных систем документации и организации работы с ними, с учетом нормативной базы делопроизводства: законодательных и нормативных актов РФ и РБ, а также инструктивных и руководящих материалов министерств и ведомств.
Компьютерные технологи составляют неотъемлемую часть управленческой деятельности. Компьютер является основным средством создания, редактирования документов, систематизации, поиска, хранения и передачи информации. Для достижения эффективности документационного обеспечения управления, необходима компьютеризация делопроизводства, с использованием различных офисных программ. Программой предусмотрено для автоматизации процессов документационного обеспечения управления использование средств оргтехники для ведения делопроизводства.
По завершению изучения данной учебной дисциплины и в соответствии с Государственными требованиями слушатель профессиональной подготовки по специальности «Делопроизводство» должен:
Знать:
- основные понятия документационного обеспечения управления;
- состав документов специальных систем документации;
- основные направления унификации и стандартизации специальных систем документации;
- организацию работы с документами;
- компьютеризацию делопроизводства.
Уметь:
- составлять и оформлять документы, входящие в специальные системы документации;
- применять офисные программы Microsoft Office (Word и Excel) для создания и оформления документов;
- обеспечивать работу с документами.
Практические занятия выполняются по темам, имеющим практическую направленность и прививающие слушателям навыки работы. Они проводятся с использованием наглядных пособий и других раздаточных материалов.
Преподаватель наблюдает за практической работой слушателей в течение занятия, контролирует, указывает на ошибки, проверяет результаты и в случае необходимости дает общие указания.
Курс призван способствовать развитию умения и навыков для документационного обеспечения управления.
Общий курс 44 академических часа:
- лекционных занятий - 30 академических часов,
- практических занятий - 14 академических часов.
(1 академический час – 45 минут).
Форма контроля: в процессе изучения курса – решение устных и письменных контрольных работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
||
лекции |
практич. работа |
всего |
|
Тема 1. Основные понятия документационного обеспечения управления. Документирование управленческой деятельности.
|
2 |
- |
2 |
Тема 2. Система организационно-распорядительной документации. ГОСТ Р 6.30-2003. Классификация ОРД Организационные документы. Распорядительные документы. Информационно-справочные документы. Технико-орфографические правила оформления текста. |
12 |
8 |
20 |
Тема 3. Организация работы с документами. Документооборот. Порядок работы с документами. Регистрация и контроль исполнения документов. |
8 |
4 |
12 |
Тема 4. Номенклатура дел. Формирование и оформление дел. Оперативное хранение дел. Экспертиза ценности документов. Подготовка дел к передаче в архив.
|
8 |
2 |
10 |
Всего по курсу: |
30 |
14 |
44 |
Содержание курса
Тема 1. Основные понятия документационного обеспечения управления. Документирование управленческой деятельности.
Понятие терминов «документ», «документирование», «документационное обеспечение управления», «организация работы с документами» и др.
ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Функции документа. Взаимосвязь форм управления с видами документов. Понятие классификации документов. Виды классификации.
Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).
Понятие систем документации. Функциональные и отраслевые системы документации. Унифицированная система документации (УСД). Виды унифицированных систем документации.
Тема 2. Система организационно-распорядительной документации.
ГОСТ Р 6.30-2003. Классификация ОРД
Организационные документы.
Распорядительные документы.
Информационно-справочные документы.
Технико-орфографические правила оформления текста.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации (ОРД). ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к оформлению документов. Состав реквизитов, варианты их расположения.
Бланки документов. Форматы бумаги.
Классификация организационно-распорядительной документации:
- Организационные документы – устав, положение, должностная инструкция, штатное расписание (унифицированная форма Т-3). Требования к их оформлению.
- Распорядительные документы: приказ по основной деятельности, распоряжение, решение.
- Информационно-справочные документы: протокол, акт, докладная (служебная) записка, справка, заявление, письмо, телефонограмма. Требования к их оформлению.
Служебные письма. Виды писем по содержанию и назначению. Правила составления и оформления.
Технико-орфографические правила оформления текста. Оформление заголовков и подзаголовков, интервалы, нумерация страниц, правила выделения отдельных частей текста, написание отдельных слов и словосочетаний.
Практическая работа
1. Составление и оформление в электронном виде организационных документов
2. Составление и оформление в электронном виде распорядительных документов.
3. Составление и оформление в электронном виде информационно-справочных документов
Тема 3. Организация работы с документами. Документооборот. Порядок работы с документами. Регистрация и контроль исполнения документов. Технико-орфографические правила оформления текста.
Документооборот. Три группы документов (входящие, исходящие, внутренние). Принципы работы с документами.
Регистрация документов. Формы и виды регистрации. Примерный перечень нерегистрируемых документов. Особенности регистрации различных документов.
Печати (штампы) организации. Проставление оттиска печати (штампа) на документах.
Контроль исполнения документов. Организация и техника контроля исполнения. Сроки исполнения документов типовые и индивидуальные. Порядок проведения контроля исполнения документов.
Электронный документооборот (краткий обзор).
Практическая работа
- Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов.
- Оформление журнала регистрации документов в электронном виде и в книге учета.
ТЕМА 4. Номенклатура дел. Формирование и оформление дел. Оперативное хранение дел. Экспертиза ценности документов. Подготовка дел к передаче в архив.
Определение терминов «дело», «номенклатура дел», «формирование дел» по ГОСТу Р 51141-98.
Номенклатура дел. Виды номенклатуры дел. Содержание и оформление номенклатуры дел. Систематизация документов и их хранение.
Формирование и оформление дел. Основные требования к формированию дел, и их оформлению.
Оперативное хранение дел. Порядок выдачи документов и дел во временное пользование.
Экспертиза ценности документов. Работа экспертной комиссии (ЭК). Положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия. Определение сроков хранения документов.
Подготовка дел к передаче в архив. Оформление дел временного хранения. Оформление документов, сдаваемых в архив, Формы описи дел, акта о выделении документов к уничтожению, внутренней описи и заверительного листа дела. Передача дел в архив.
Практическая работа
1. Составление и оформление номенклатуры дел, личного дела, описи дел постоянного и временного сроков хранения, акта о выделении документов к уничтожению, внутренней описи, заверительного листа дела, обложки дела.